Уважаемый Владимир Владимирович!
У меня к Вам не столько вопрос, сколько просьба обратить более пристальное внимание на одну из актуальных проблем современности. Обращаюсь именно в этот раз, так как в анонсах предстоящей 19 декабря 2024 года пресс-конференции делается акцент на том, что к обработке поступающих Вам вопросов впервые привлечён искусственный интеллект (ИИ). Вот эта новая реальность - внедрение ИИ буквально во многие сферы жизни - и вызывает большую озабоченность и даже тревогу.
Речь об одной из задач ИИ - внедрение его в поисковые системы Интернета, заменяя алгоритмами искусственного интеллекта привычный поиск информации, выдача пользователям сразу итогового, безапелляционного результата, подменяя возможность самостоятельно искать и сопоставлять информацию, лишая пользователей мыслить самостоятельно, мыслить критически.
Внедрение ИИ в эту сферу неизбежно, так как значительно ускоряет время поиска информации, создаёт бесспорные удобства, но... на чём основываются знания ИИ, на каких базовых сведениях обучается искусственный интеллект, совершенствующийся, в буквальном смысле, ежедневно?
Российская Федерация, на мой взгляд, крайне медленно проводит цифровизацию архивных, то есть, подлинных, достоверных источников информации, которые и должны стать базовой основой обучения ИИ. Необходима многократно ускоренная оцифровка, как текстовых источников (печатных изданий энциклопедий, словарей, справочной, мемуарной и биографической литературы), так и источников аудиовизуальной информации. ХХ век - был веком аудиовизуальной культуры. Мы, к сожалению, в 1990-е годы многое растеряли, просто выбросив фондовые материалы на свалки. Кстати сказать, и в начале XXI столетия имеет место эта пагубная тенденция в филиалах ВГТРК и других госорганизациях, когда безжалостно уничтожаются фонодокументы (аудовизуальная информация на магнитофонных лентах), архивы кино- и фотодокументов - уничтожаются без оцифровки, не говоря уже о реставрации, как «пережиток прошлого». Что имеем - не храним...
В результате, мы теряем историческую память, теряем культурное наследие, происходит деградация культуры, подмен ценностей, нивелирование их, когда в ранг высокохудожественных произведений возводятся «творения», которые в сравнении с достижениями культуры прошлого, достойны не более чем скромного упоминания. Например, современный контент музыкально-развлекательных программ радио и телеканалов, финансируемых из государственного бюджета, в прежние годы никак не смог бы преодолеть фильтр художественных советов из-за своей низкопробности, примитивности, а, нередко, и пошлости. При этом, Министерство культуры не высказывает даже элементарной озабоченности происходящим, реагируя лишь на попытки ущемления русского искусства и литературы за рубежом, но от внутрироссийских проблем в культуре, можно сказать, самоустранилось. Дублирование контента электронных СМИ в Интернете, создаваемого ежедневно в большом объёме, затмевает истинные культурные ценности, весьма и весьма скромно представленные в Рунете - российской части Интернета. А ведь основные потребители Интернет-контента - младые поколения и виртуальная среда формирует их мировоззрение, прививает культурные ценности.
Сегодня Рунет пополняется оцифровками достоверных источников во многом за счёт энтузиастов, собирающих по крупицам растраченные архивы. Гостелерадиофонд России (ГТРФ), например, в день публикует всего две-три аудиозаписи и примерно столько же фондовых видеоматериалов. Необходимо, как минимум в сто раз ускорить эту работу, как с ГТРФ, так и с фильмофондами по оцифровке не только художественного, но и документального кино, видеопублицистики, по представлению в цифровом информационном пространстве выдающихся образцов отечественного кинематографического, театрального и музыкального искусства. Но мы не наблюдаем в этом волю Министерства цифрового развития.
Полагаю, для решения проблемы необходимо более широко, более активно привлечь к пополнению Рунета цифровыми копиями исторически важных документов не только чиновников вышеупомянутых министерств, но и региональные организации, тех же энтузиастов: филофонистов, краеведов, студентов, то есть, всех, живущих не сиюминутно: без мыслей о прошлом и без забот о будущем, - людей неравнодушных, любящих Родину, понимающих и ценящих достижения отечественной культуры и литературы. В свою очередь, это к минимуму сведёт затраты на данную глобальную работу и позволит активистам ощутить важность личного вклада в общее дело, увидеть наконец-то неподдельную заинтересованность в этом государства.
Вы знаете, какую искреннюю, какую неподдельную патриотическую волну по всей стране вызвала акция «Бессмертный полк», как люди разных поколений осознали, что государству не безразлично прошлое страны, значима судьба поколений каждой семьи. В итоге мы уже сегодня видим в Интернете сайты с подлинными архивными документами времён Великой Отечественной войны, с биографическими сведениями о ветеранах, с их мемуарами и воспоминаниями о них детей и внуков, благодаря которым можно проследить боевой путь многих ветеранов.
Россия - духовно богатейшая страна, но, неоправданно скромно на сегодняшний день представлено её богатство в цифровом информационном пространстве. В результате, ИИ обучается на непроверенных или неполных источниках информации, искажающих действительность, искажающих события минувшего. ИИ обучается отчасти на публикациях блогосферы, в которых нередко представлена просто компиляция информации из себе подобных цифровых источников, но никак не основанная на подлинных, архивных, печатных источниках информации, с фактологическими, а то и грамматическими неточностями. Мы, к большому сожалению, крайне медлительны и неповоротливы там, где никоим образом не должны этого допускать.
Виталий Васильевич Гапоненко - звукорежиссёр телеканала «Russia Today», Москва, 17 декабря 2024 года
Из за установленного на сайте
Перейти на