RETROPORTAL.ru
© 2002 – гг.
Каталог музыкальных сайтов
Видеоархив «Retroportal.ru»
Эксклюзивные интервью
Ваши отзывы, предложения, замечания пишите на электронную почту: автору сайта Виталию Васильевичу Гапоненко.

При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!

Карта сайта Подробно о сайте Яндекс.Метрика      © RETROPORTAL.ru     2002 – гг.


Гликерия
Богданова-Чеснокова

(1904-1983)


Гликерия Богданова-Чеснокова


«Сколько непохожих друг на друга - ярких, запоминающихся образов создано ею в классических опереттах, в спектаклях современных авторов, в телевизионных постановках, в кинофильмах! И все её роли окрашены улыбкой. Актриса может и тонко спародировать, и зло высмеять. Но главное, что характерно для неё - это добрый смех, потому что она любит своих зрителей и верно служит им. И зрители всех возрастов отвечают ей такой же искренней любовью».

(Георгий Портнов, композитор; Заслуженный деятель искусств РСФСР)

Знакомство с коллекционером грамзаписей Борисом Вадимовичем Бронниковым подарило автору сайта «Retroportal.Ru» не только интересное общение с увлечённым человеком, более полувека вдохновенно собирающим давние грампластинки, но и позволило подготовить несколько эксклюзивных материалов для сайта. Один из них представлен на этой странице и посвящён жизни и творчеству известной в 40 - 80-е годы актрисе театра и кино, «звезде» ленинградской оперетты, Народной артистке РСФСР (1970) Гликерии Васильевне Богдановой-Чесноковой.

Иллюстрации и музыкальные записи для страницы подобраны филофонистом Б.В. Бронниковым (г.Курск).

В архиве Бориса Бронникова хранятся открытки Гликерии Богдановой-Чесноковой и грампластинки с её записями. О жизни и творчестве этой талантливой и замечательной актрисы, любимицы ленинградской публики рассказывает данная публикация.




Уважаемые читатели! Идея создания данной страницы пришла ко мне во время подготовки публикации, посвящённой «звёздам» советской оперетты. Там же в предисловии написал, что о ленинградцах вспомнить, к сожалению, не получится. На пластинках они записывались, но информации в моём распоряжении немного. Поэтому сперва пришлось ограничиться лишь артистами, выступавшими в столице. Но...

Ещё во время совместной с Виталием Гапоненко, автором сайта «Retroportal.ru», работы с материалами о Георгии Павловиче Виноградове я познакомился с Татьяной Сергеевной Лаптевой, лично знавшей певца и предоставившей уникальные материалы об этом прекрасном исполнителе. Все они уже опубликованы на сайте.

Татьяна Сергеевна присутствовала на нескольких моих музыкальных вечерах в Москве. Но в дальнейшем, а также и после моего возвращения в Курск мы продолжили наше знакомство и общаемся до сих пор как в личной переписке, так и по телефону. Татьяна Сергеевна оказалась весьма интересным собеседником с широким кругозором. Кроме того, должен признаться, что она прекрасно владеет русским языком, поэтому решил использовать её образованность «в корыстных целях»: стал отправлять готовые тексты на проверку. Так что первым читателем большей части страниц, созданных затем с моим участием, стала именно она. Конечно, не очень приятно было видеть достаточное количество ошибок, допускаемых мной, но и сама Татьяна Сергеевна и Виталий Гапоненко писали о том, что со временем «глаз замыливается». В общем, особо страшного ничего нет, да и я сам себя часто при повторном прочтении уже написанного исправляю. (Не хочется, знаете ли, казаться малограмотным.)

Пользуясь случаем, хотел бы выразить Татьяне Сергеевне Лаптевой большую сердечную благодарность за помощь и соучастие в моей «созидательной деятельности»!

Данный текст уважаемая Татьяна Сергеевна также корректировала и самую последнюю правку закончила фразой: «Были же ещё замечательные дуэты с Богдановой-Чесноковой!» И вот тут я задумался...

Да, при написании предыдущей страницы возникала и у меня мысль об этой талантливой актрисе. Но пластинки её никогда не собирал, хотя ведь следовало бы дополнить рассказ о «звёздах» московской оперетты, вспомнив и о «звезде» ленинградской. В Интернете нашёл два заслуживающих внимания видеоролика, которые можно было сопроводить небольшим рассказом. Начал рассматривать в «паутине» всё, что есть о Гликерии Васильевне и увидел одно её фото. Вот оно - перед Вами...

Гликерия Васильевна Богданова-Чеснокова

Гликерия Богданова-Чеснокова не воевала в составе действующей Красной Армии. Но, наверное, не каждый фронтовик имел и имеет сегодня столько наград. Вообще среди артистов, которые сражались на фронте, никого с таким количеством орденов и медалей не знаю. Гликерия Васильевна - блокадница, давшая за годы войны около 3000 концертов! Актриса потеряла в войну своих близких; как и все блокадники, страдала от голода, подорвала здоровье и, превозмогая боль и общее недомогание, блистала на сцене Ленинградской музкомедии буквально до последних дней жизни. Любимица Ленинграда, Народная артистка РСФСР, актриса ярчайшего дарования! - Как же было не вспомнить о таком замечательном человеке?

Продолжил собирать дополнительный материал: открытки получил из Москвы и Омска, почтовый конверт - из Череповца!

В Интернете обнаружил, что у Богдановой-Чесноковой на фирме «Мелодия» издавалась пластинка-«гигант», ставшая сегодня филофонической редкостью. Также выяснил, что Гликерия Васильевна приняла участие в записи детского спектакля «Ухти-Тухти» на Радио. Радиопостановка вышла позднее на грампластинке «гранд». Ну, с «грандом» всё вышло довольно просто - его записывали дважды, в 1961 и 1965 годах, под разными матричными номерами и печатали большими тиражами в Москве, Ленинграде и Ташкенте. Поэтому пластинку нашёл быстро. «Ухти-Тухти» приехала в Курск из города Приозёрска Ленинградской области.

А вот с «гигантом» пришлось поднапрячься. Отыскал его в Новосибирске на сайте «Аvito». Но продавец, парень юношеского возраста, заявил, что прислать пластинку не сможет, потому что для него это хлопотно, и с «Почтой России» он никогда дел не имел (!) Я написал ему подробно, что работаю над страницей о «звёздах» советской оперетты, что делаю всё бесплатно; послал сноску на предварительный вариант текста, чтобы юноша понял, насколько это серьёзно; добавил, что могу подождать, и что торопиться не нужно.

Позвонил молодому новосибирцу через три дня и услышал в ответ, что пластинка, оказывается, давно продана! (На сайте пришло соответствующее извещение.) Но пластинку с продажи незадачливый продавец так и не снял (очевидно, испугавшись «почтовых хлопот»). Попросил дозвониться моего давнего знакомого из Новосибирска с целью приобрести диск на месте, а потом выслать в Курск. Но телефон юноши заблокировался, и за трое суток дозвониться так и не получилось.

Бросил я к чертям эту «новосибирскую попытку» и обратил взоры на одного санкт-петербургского продавца на сайте «Мешок». Цена на пластинку стояла неимовернейшая. Написал и ему и также объяснил, что пишу страницу, пишу бесплатно; что пенсионеру трудно покупать по таким ценам; попросил скидку и, разумеется, тоже послал сноску в Интернете на готовящийся материал. Ответ пришёл следующего содержания: «У нас на “Мешке” весь винил идёт уже со скидкой + эта пластинка в единственном экземпляре. Поэтому, скидку ещё больше сделать не можем. Спасибо за понимание».

Что оставалось делать? - Рвать на себе волосы и биться головой об стенку? Нет, дорогие друзья, сие уж точно было б бесполезно. Но ведь Гликерия Васильевна ждала! Ждала достойного о себе упоминания с моей стороны!

И купил я у питерца-торгаша эту пластинку... в 35 (тридцать пять!) раз дороже, чем она была выставлена у новосибирского юноши. Клянусь, что никогда в жизни, за все мои 50 (пятьдесят!) лет «собирательской деятельности» нигде и ни у кого, ни при каких обстоятельствах я ни одной пластинки по такой цене не приобретал!

Как говорили древние греки? - «O tempora, o mores!» - «О времена, о нравы!» Ох...

Поначалу хотелось вставить небольшой рассказ о Гликерии Васильевне на страницу о солистах Московской оперетты как дополнение. Но итоговый текст, учитывая фото и количество фонорамм, получился достаточно объёмным. Поэтому публикацию о Богдановой-Чесноковой, примадонне лениградской оперетты, решил разместить отдельно.

Когда позвонил Татьяне Сергеевне и пожаловался на немалые временные, моральные и материальные затраты на подготовку материала об актрисе, слово в слово получил ответ, который в общем, подразумевал и сам: «Она того стоит!« Так что теперь, уважаемые читатели, Вы знаете, что именно Татьяне Сергеевне Лаптевой мы обязаны тем, что в дополнение к «звёздам« советской оперетты появилось страница о непревзойдённой любимице ленинградской публики!

Как всегда, очень надеюсь, дорогие друзья, что Вы с интересом ознакомитесь с предлагаемым Вам материалом. Я и автор сайта «Retroportal.ru» Виталий Гапоненко ждём Ваших отзывов и c благодарностью примем все Ваши замечания, пожелания и предложения. Наши контакты в конце публикации.

Итак, позвольте начать...




Гликерия Васильевна Богданова-Чеснокова - характерная звезда советской оперетты, блестящая актриса театра и кино, лауреат Сталинской премии (1947), Народная артистка РСФСР (1970). В кино не только пела, но и играла. Гликерия Васильевна Богданова-Чеснокова (урождённая Богданова) родилась 13 (26 мая) 1904 года в Санкт-Петербурге. Вся её биография связана с этим неповторимым городом. Богданову-Чеснокову нередко называли «питерской Раневской» и, безусловно, не без оснований: она была также резка и остра на язык. Гликерия Васильевна могла сделать любую, даже самую маленькую и неприметную роль яркой и запоминающейся. Но в отличие от Фаины Григорьевны Раневской, посвятившей себя театру и кино, Богданова-Чеснокова не только играла множество разноплановых ролей, но ещё и прекрасно пела и танцевала; работала клоунессой в цирке.

«Звезда» Ленинградской музкомедии и кино Гликерия Богданова-Чеснокова

Лика родилась в семье с сибирскими «корнями». По матери её предки происходили из сибирских казаков. Все говорили, что она похожа на свою бабушку - такая же рослая, крупная, смешливая, энергичная и смелая. Бабуля запросто могла влезть в дерущуюся толпу мужиков и за минуту разбросать всех в разные стороны. Лику природа тоже наградила кипучей энергией, смешливой внешностью, и, как у бабушки, большим «очаровательным» носиком. А ещё она прекрасно пела и могла с голоса повторить любую мелодию; танцевала, и декламировала стихи.

Дедушка тоже был не промах и мог смастерить всё, что угодно - недаром односельчане говорили, что у него «золотые руки». Через станицу, где жили Богдановы, в середине XIX века начали прокладывать рельсы во Владивосток. Железнодорожники ходили в красивых мундирах, в фуражках с кокардами. У дедушки их вид вызывал восторг и белую зависть. Он помогал на строительстве железной дороги. Видя, как у него всё спорится в руках, один рабочий сказал: «Эх, дед, тебе с твоим талантом, да в Питере промышлять!» Долго не выходили те слова у дедушки из головы. Собрал он вещички, посадил жену и детей на обоз и поехал в «малую столицу». Богданов был смекалистым мужиком и привёз с собой разные поделки и изобретения. Работу нашёл быстро: умельца определили в механические мастерские, а чуть позже доверили водить поезд!

Мама Лики прекрасно шила и открыла швейную мастерскую. Женщина обладала изысканным вкусом - умела носить шляпки и придерживалась последней моды. Никто и подумать не мог, что она - вчерашняя сибирячка.

Жили Богдановы на Выборгской стороне, в уютном небольшом домике. В семье, кроме Лики, росли брат и сестра, но актриса никогда о них не рассказывала. Известно, что сестра пропала в гражданскую войну, а брат ушёл из семьи и жил своей жизнью.

Гликерия обожала театр. Мама часто брала её на спектакли в Александринку, в Мариинку. Лика охотно посещала школьный театр. Девочка запросто изображала любого персонажа. Лика Богданова хорошо училась. Природа подарила ей феноменальную память - она могла бы, скорее всего, легко выучить китайский или японский язык. В школе Лику называли хулиганкой за то, что всем учителям придумывала клички и не раз смешно копировала их мимику. Она подмечала характерные жесты, ужимки, могла изобразить любого знакомого. В гимназии одна школьная дама так прямо и заявила: «Я подозреваю, что именно Богданова дала клички всем учителям».

Время, в которое проходило детство Гликерии - «барышни с Выборгской стороны», выдалось неспокойное. Первая мировая война, а затем - революция. Во время Первой мировой Лика ухаживала в лазарете за ранеными и выступала перед ними. Гликерия Васильевна рассказывала, что ходила на Финляндский вокзал встречать Ленина! Толпа собралась большая. Её подняли на свои плечи сопровождавшие мальчишки, и вдалеке она увидела человека, стоявшего на броневике. Его речь не была хорошо слышна, но кое-что Лика улавливала и передавала стоявшим рядом. Кто-то крикнул: «Тише! Она Ленина слышит!»

Озорная и любопытная, Лика Богданова находилась в курсе абсолютно всех событий в Петербурге. Девушка вступила в рабочую ячейку, искренне поверив, что царь России не нужен. Посещала кружок РСДРП; записалась в бригаду санитарок и в группу рабочей молодёжи - интересовалась всем. И однажды будто бы чуть не оказалась... в большой политике: по её словам, 13-летней девочкой, в ночь штурма Зимнего дворца в составе вооружённого отряда Выборгской стороны шла именно штурмовать Зимний дворец.

Когда в кино впервые показали взятие Зимнего, штурм знаменитой арки, Гликерия Васильевна страшно расстроилась - увидела солдат и матросов, карабкающихся по воротам, и подумала, что в ту ночь попросту опоздала: «Я ничего этого не застала! Я пришла слишком поздно! Там уже всё кончилось, всё было взято!» (Гликерии Васильевне так и не пришлось узнать правду, что штурм Зимнего - пропагандистская выдумка: большевики спокойно вошли через комендантский подъезд. Но говорить об этом в те годы считалось крамольным.)

После Октябрьского переворота Гликерия пришла в Петроградскую трудовую коммуну, где устроилась машинисткой под начальством Алексея Бадаева. Бадаев слыл неисправимым любителем театра, что побудило его на организацию кружка самодеятельности. Гликерия принимала активное участие в любительских постановках. Бадаев настолько восхитился артистизмом Лики, что выдал ей листок «редкого дара», с которым она и направилась школу при Александринском театре.

Приёмную комиссию возглавляли великие мастера Софронов и Мичурина-Самойлова.

- Что Вы будете читать?

- Читать я ничего не буду. Я буду петь!

И Лика выдала весь репертуар, с которым выступала перед ранеными. А в заключение прочла монолог Плюшкина из «Мёртвых душ». Да так, что руководитель театра Юрьев от смеха упал со стула!

И её взяли. Курс этот получился невероятно «звёздно-фантастическим»: Михаил Царёв, Николай Черкасов, Юрий Толубеев, Николай Симонов, Александр Борисов, Борис Чирков, Василий Меркурьев и Гликерия Богданова. Их дружба продолжалась всю жизнь.

В «Школе русской драмы» у Лики Богдановой и Коли Черкасова случился роман, чуть не закончившийся свадьбой. Это была встреча двух «хулиганов». Чего только стоило кривляние Черкасова за спиной выступающего Шаляпина - публика смеялась до упаду. Фёдор Иванович пел на сцене, а девушки - студентки, изображая сцену «Масленица», должны были кидать в него ватными снежками. В это время Николай принёс с улицы настоящего снега, и Лика вместо ватного снежка кинула в Шаляпина настоящим...

Голос Шаляпина, получившего в плечо удар ледяного снежка, выдал невероятный звуковой кульбит. Он даже не подозревал, что может ещё и ТАК петь!

Тогда будущий «Дон Кихот» чуть не сорвал весь концерт. Директор театра негодовал и после разборок отправил девушек извиняться. Когда они зашли к Шаляпину, Лика первая заголосила: «Простите нас!..» Фёдор Иванович девочек простил и даже пригласил на ужин. Но без Черкасова!

В 20-летнем возрасте Лика окончила «Школу академической русской драмы» при Александринском театре, в котором и стала играть. Началась взрослая самостоятельная жизнь. На удивление, Лика сразу же получила роль - служанку Люси в «Мещанине во дворянстве» в комедии Мольера. Но на этом везение закончилось, и ролей не стало...

И тут в судьбе Лики появился знаменитый украинский актёр-комик Дмитрий Васильчиков (1883-1960). Васильчиков моментально очаровал юную актрису. Он сделал ей предложение, от которого она просто не смогла отказаться. Разница в возрасте составляла около 20 лет, но это не остановило. Его аргументы были неоспоримы - он считал, что если Гликерия останется, то ей никогда не дадут сыграть то, что нужно молодой актрисе для багажа. Васильчиков сказал: «Вам надо наиграть, накричать голос! Поедемте со мной. У меня турне: Кисловодск, Пятигорск, Одесса, Крым...» И она поехала. Немногим позже, в 1922 году, в одном из южных городов они поженились, и вскоре у супружеской пары появилась дочка Лида.

К сожалению, этот брак просуществовал недолго. Они были слишком талантливы, чтобы стать дополнением друг друга. Два прирождённых лидера просто не могли ужиться под одной крышей, так как никто не умел уступать. Он - талантливый импровизатор, а ей не хватало опыта. Поэтому, когда Васильчиков выдавал спонтанную репризу, Гликерия терялась. Супруг ставил ей ультиматум: «Хочешь сотрудничать со мной, - учись! Ты должна быть всегда мобилизована, чтобы как от зубов отскакивало. А иначе ты не живёшь на сцене!»

Гликерия пыталась, а позднее научилась и сама начала ставить в неудобное положение во время спектакля уже мужа-партнёра.

Дмитрий Фёдорович Васильчиков

Дмитрий Фёдорович Васильчиков, Заслуженный артист Украинской ССР (1936), наверное, не подозревал, что супруга окажется такой талантливой. Актёр злился ужасно; регулярно случались скандалы. Гликерия возражала, отвечая, что он сам её этому учил. Но семья рушилась на глазах.

В 1928 году в Харькове появился первый государственный украинский Театр музкомедии. Указом всеукраинского старосты Григория Петровского новый коллектив возглавил Дмитрий Васильчиков. Гликерия с ним не поехала. Поняла, что в театре у мужа надо стать рабой и забыть об амбициях. Кроме того, работать предстояло исключительно на украинском языке, который она не понимала и не признавала.

Гликерия приняла решение вернуться в Ленинград. Это событие произошло непросто - Васильчиков наотрез отказался отпускать их общую дочь, а со своей женой порвал все связи. Помогли ему и его родители, которые сделали очень много для того, чтобы ребёнок долго ничего не знал о своей маме. Любые попытки Гликерии Васильевны связаться со своей дочерью пресекались.




В 1934-1941 гг. Богданова выступала на сцене Ленинградского мюзик-холла с молодым Аркадием Райкиным, копировавшем в начале своей творческой карьеры её мимику; работала с джазом Утёсова и много хохмила. Молодой Утёсов называл её своей музой.

Леонид Утёсов исполняет песню «Пароход». «Фильм-концерт», 1940 год

Гликерия Васильевна вспоминала: «Лёня каждый раз при встрече говорил мне: “Лика, ты - моя юность! Без тебя бы у меня не было ни голоса, ни шарма. Глядя на тебя, у меня создавалось настроение! Я так смеялся! Весь смех в моих песнях - это ты. Вот пою «Пароход», а вижу тебя, и мне смешно. Все мои улыбки - от тебя”. Интересуюсь, и что ж во мне было смешного? “Ну, во-первых, это...” И указывал на нос. Это было что-то страшное! Я краснела, зеленела! Каждый указывал мне на этот нос!..»

По возвращении в Ленинград Гликерия Богданова подружилась с Риной Зелёной. Вместе они сыграли в первом звуковом фильме «Путёвка в жизнь». К сожалению, кадры с Богдановой получились с техническим браком, и их пришлось убрать; она осталась лишь в эпизодах на заднем плане.

Рина Васильевна Зелёная

Рина Зелёная познакомила свою подругу с замечательным и популярным комедийным актёром Семёном Ивановичем Чесноковым. Гликерия Васильевна вспоминала: «Чесноковы были людьми богатыми. Сеня бескорыстно подарил мне всё - массивный, тяжёлый браслет с аметистами, кораллы в серебре, колье с изумрудами. Вы будете дарить всё это нелюбимому человеку? Вам же приятно, когда вам отдают всё».

Семён Иванович Чесноков

Двойная фамилия у Гликерии Богдановой появилась после второго замужества. Вместе с комедийным актёром Семёном Чесноковым (1901-1945, настоящая фамилия Честноков) они работали в «Вольном театре», в Ленинградском мюзик-холле. Затем стали партнёрами и в жизни, и на эстраде; образовали потрясающий комический тандем: он - хрупкий, а она - упитанная. Получился универсальный контраст, с которым можно создавать разнообразные роли. В 1940 году у Гликерии родилась вторая дочь - Оленька.

Гликерия Богданова-Чеснокова

Но изначально свадебные кольца у новобрачных оказались с тремя алмазами, а это нехорошая примета - к слезам. Всё сбылось - она осталась недолюбленной и сама не долюбила. Причиной стала война.

Перед самой войной актриса прошла конкурс в Театр музкомедии. Казалось, теперь её мечта о большой сцене осуществилась, но... С началом бомбёжек основных работников театра поставили на воинский учёт, и недавно пришедшие артисты оказались лишними ртами. В этой ситуации Гликерии Васильевне дали «от ворот поворот». Пришлось уволиться.

Эвакуироваться Богданова-Чеснокова отказалась наотрез. В первые же дни войны оба супруга поступили на службу в ансамбль оперетты под руководством Валерии Бронской и начали выступления для защитников города. Гликерия Васильевна выступала везде - на палубах кораблей, в военных частях на Ладоге, в окопах, в землянках, на ленинградских заводах, в госпиталях.

В блокадном Ленинграде

(Всем известно, какое значение имела для блокадного Ленинграда «Дорога жизни», проложенная по льду Ладожского озера. Но тридцатикилометровый ледовый участок превращался в серьёзное и длительное испытание: в пути постоянно подстерегала опасность уйти под лёд - только за одни сутки, 29 ноября 1941 года, утонуло 52 автомобиля. Поэтому никто не закрывал дверцы кабины, невзирая на пронизывающий до мозга костей холод. Так оставался шанс успеть выбраться из тонущей машины. Двигаться приходилось на малой скорости. Когда лёд начинал таять, ситуация складывалась особенно опасной, и водители всю дорогу ехали на подножке.)

«Дорога жизни»

Однажды грузовик с ранеными и артистами фронтового ансамбля, в котором выступала Богданова-Чеснокова, перебирался через Ладогу. Начался обстрел, и водителя ранило осколками стекла в голову, руки и шею. Гликерия Васильевна сидела в кабине рядом. Она схватила баранку в руки и под подсказки истекающего кровью и теряющего сознание шофёра сама вывела грузовик на «Большую землю».

 «Дорога жизни»

Никто из находившихся в кузове раненых и артистов даже не заметил, что машиной управляла актриса. Из кабины она вышла вся испачканная кровью водителя, и встречавшие подумали, что ранило и её... За этот подвиг Гликерию Богданову-Чеснокову наградили медалью «За боевые заслуги», чем актриса особо дорожила.

За годы войны Гликерия Богданова-Чеснокова выступила около 3000 раз, за что получила орден «Красной Звезды». Позднее её наградили медалями «За оборону Ленинграда» и «За победу над Германией», двумя орденами «Трудового Красного Знамени».

В блокаду Богдановы и Чесноковы оставались в Ленинграде. Пока актёры ездили с концертами, с Оленькой сидела мама Гликерии. Каждое утро актриса уходила из дома на сборный пункт, и каждый вечер мама выходила к подъезду, садилась на стул и смотрела в проулок. По силуэту узнавала, когда возвращалась Гликерия. А дома уже был накрыт стол, сервированный пустыми тарелками и чашками: стоял чайник с кипятком, лежали сухарики - чтобы все было, как в мирное время, чтобы не утратились традиции, чтобы воля не сгибалась.

Актёров после концертов подкармливали. Гликерия всё, что ей давали, прятала и несла домой - маме и маленькой дочке. Сама же питалась порой канцелярским клеем. Этим она сильно подорвала здоровье. Все дальнейшие болезни актрисы - последствия мучительной голодной блокады. Но и близких спасти не удалось. Блокада забрала у Гликерии Васильевны всех.

Однажды артисты не смогли выбраться из Ораниенбаума целую неделю. Именно в те дни умерла от голода маленькая Оленька. И в тот же день в дом попала бомба - в блок, где была кухня. Мама находилась именно там. «Стены остались, даже окна не все были выбиты. И стул у подъезда стоял, как прежде. А внутри - ничего. И сразу у меня никого. И всё равно надо было встать и идти работать. Я себе приказывала: встать и идти работать!» - вспоминала актриса.

Вскоре после Победы от последствий блокады умер и любимый супруг Сеня... Боль от потери самых дорогих людей Гликерия Васильевна пронесла через всю жизнь. У актрисы осталась только работа. Работа спасала от одиночества. И в 1946 году в её жизни вновь появился Ленинградский театр музкомедии. Теперь уже навсегда. Гликерия Богданова-Чеснокова по-прежнему несла радость людям, закрыв глубоко в душе тоску по ушедшим близким.

Гликерия Васильевна Богданова-Чеснокова в послевоенные годы

Актриса сразу же стала играть много и с большим успехом, блистая в опереттах Легара, Кальмана, Штрауса, Дунаевского, Милютина. Город, переживший блокаду, истосковался по спектаклям, а уж по таким светлым и озорным, как оперетта, - тем более. Со временем артистка стала настоящей примой труппы, при том что главных ролей не играла никогда. На афишах стали появляться надписи «С участием Гликерии Богдановой-Чесноковой». Если же вдруг случайно этого крупными буквами не значилось, зрители с недоумением интересовались в кассах: «Неужели её сегодня не будет?»

Ленинградский театр музыкальной комедии

«У вас в Москве - Раневская, а у нас - Богданова-Чеснокова», - любили говаривать ленинградцы. Популярность актрисы в её родном городе была безграничной. Для неё писали Милютин, Дунаевский, Дмитриев, Баснер, Петров, Птичкин, блистательные роли сыграны актрисой в десятках оперетт. Казалось, для неё не было ничего невозможного. Могла рассмешить одним взглядом, одним жестом. В каждый спектакль она старалась вставить танцевальный номер и обязательно исполнить канкан.

«Песенка Клементины»
из оперетты «Вольный ветер»

(Исаак Дунаевский - Виктор Типот)

Богданова-Чеснокова никогда не была красавицей, но всегда оставалась человеком обаятельнейшим и на сцене, и в жизни.

Актриса Ленинградского театра музыкальной комедии Г.В. Богданова-Чеснокова

Гликерия Васильевна успела поработать даже на арене. В середине 50-х годов режиссёр Александр Белинский поставил в Ленинграде программу «Женщины - мастера советского цирка». Артистов подобрали без особых проблем, но не хватало клоунессы. На помощь пришёл композитор Исаак Дунаевский, очень любивший творчество Богдановой-Чесноковой. Он сказал: «Я уговорю Лику!»

Три сезона Гликерия Богданова-Чеснокова выступала в дуэте с клоуном Борисом Вяткиным: бегала, прыгала, кувыркалась, ходила колесом, делала заднее сальто и свистела. Зрители хохотали до слёз. Знатоки циркового искусства утверждали, что такую клоунессу русский цирк ещё не видел. Но мало кто задумывался, как это удаётся немолодой, драматической актрисе, не имеющей никакой специальной подготовки! Да она и сама не смогла бы этого объяснить. Вёл кураж, и она работала.

«Куплеты дежурной»
из музыкальной комедии «Ночной незнакомец»

(Владимир Дмитриев - Борис Рацер, Владимир Константинов)

В кино после войны Гликерия Богданова-Чеснокова вернулась только в 1954 году. Наиболее яркие роли Гликерии Васильевны как бы повторяли на экране то, что сыграно в театре. Первая послевоенная значимая роль - Мария Михайловна в кинокомедии «Укротительница тигров», слегка скопированная с темпераментной Каролины из оперетты «Мистер Икс» Имре Кальмана. Мария Михайловна мечтает сосватать свою бездарную дочь за знаменитого мотогонщика. Именно её героиня произносит фразы: «Красота выручает тебя там, в кордебалете!»; «Везде вешай свой портрет. Он постепенно привыкнет! Как это называется... Рефлекс!»; «Теперь я могу спокойно умереть... Эскимо? Три порции, пожалуйста!»

Гликерия Богданова-Чеснокова в роли Марии Михайловны в кинокомедии «Укротительница тигров», 1954 год

Самой известной ролью актрисы в кино стала Каролина в фильме-оперетте «Мистер Икс». Она будто ворвалась на экран, заполнив собой всё пространство с призывным кличем «Пелика-а-ан! Пелика-а-ан!». Её невозможно было не заметить и остаться к ней равнодушным.


Гликерия Васильевна стала настоящей «звездой». Чтобы попасть на одноимённый спектакль в «Музкомедию», желающие записывались в очереди и даже ночевали на улице, а танец Каролины всегда исполнялся на «бис» по нескольку раз.

В фильме «Крепостная актриса» с участием Богдановой-Чесноковой, вышедшем в 1963 гогду, в главной роли снималась Тамара Петровна Сёмина, Заслуженная артистка РСФСР. Однажды во время работы над фильмом в общей гримёрке, как вспоминала Тамара Петровна, чуть слышно работало радио. Вдруг Гликерия Васильевна закричала: «Тихо, тихо! Это - я!» Все присутствовавшие стали вслушиваться. Передавали детский радиоспектакль под названием «Ухти-Тухти». Богданова-Чеснокова сыграла в нём Курицу! Грампластинка со сказкой «Ухти-Тухти» печаталась на протяжении почти 30 лет.

Грампластинка с записью радиопостановки «Ухти-Тухти»

Она перед Вами, уважаемые читатели. Давайте послушаем с неё песенку Курицы в исполнении знаменитой артистки.

«Песня Курицы»
из радиопостановки
«Ухти-Тухти»

(Георгий Портнов - Эдуард Шим, Галина Демыкина)

Приход актрисы в кино не стал удивительным. Свидетели признавали, что перед камерой она переставала наигрывать. Правда, снималась не так уж и часто и отказывалась выезжать из Ленинграда, предлагая на большие роли своих подруг. На экране ей почти не удалось спеть. Кроме «Мистера Икса», в музыкальных фильмах Богданова-Чеснокова не играла. Лишь в экранизации «Трембиты» Юрия Милютина, в которой не смогла сниматься по состоянию здоровья, пела за Ольгу Аросеву.

Одной из запомнившихся работ артистки в кино стала прокурорша Амалия в оперетте «Летучая мышь» Иоганна Штрауса. Прокурорша учит свою некрасивую дочь кокетничать: «Приставляешь большой палец к носу. Оттопыриваешь мизинчик и водишь туда-сюда. Вот такое упражнение называется - стрельба глазами!»


Перешла на экран и галерея стареющих примадонн: Рыкалова в «Крепостной актрисе», Придворная дама в «Каине XVIII» и Актриса в «Зайчике». Сюда же можно отнести и Елену Станиславовну в гайдаевской экранизации «Двенадцати стульев» Ильи Ильфа и Евгения Петрова, которая, мечтательно покручивая у виска мокрым носовым платком, затягивает: «Отцвели уж давно хризантемы в саду». В «Двенадцати стульях» Богданова-Чеснокова сыграла дважды - в спектакле Александра Белинского на Ленинградском телевидении и в комедии Леонида Гайдая.

Гликерия Богданова-Чеснокова в роли Елены Станиславовны Боур в кинокомедии «12 стульев», 1971 год

Здоровье актрисы стремительно ухудшалось. Мучили ужасные боли, камни разрывали все внутренности. С 50-х годов операции следовали одна за другой. Мало кто подозревал, что актриса тяжело больна, и что каждый выход даётся ей невероятно тяжело. После очередной операции Гликерия Васильевна складывала удалённые камни в коробочки из-под леденцов и показывала близким. Ей можно было питаться только морковкой, а она обожала кремовый рожок. Артистка покупала его у «Елисеева» на Невском проспекте; украдкой от Елены Сергеевны Васмут, опекавшей её.

В Елисеевском гастрономе на Невском проспекте


Интерьер Елисеевского гастронома на Невском проспекте

Елена Васмут - дочь знаменитого петербургского доктора, лечившего всю семью Богдановых. Он умер в блокаду, и с тех пор Елена Сергеевна сроднилась с такой же одинокой Гликерией Васильевной. Елена Сергеевна взяла всю заботу о ней на себя - готовила диетическое питание, очищала организм, делала уколы, хлопотала по хозяйству. Она подарила Богдановой-Чесноковой еще почти тридцать лет жизни.

«У Вас не желудок, а завод по переработке камней», - говорили врачи. - «Если бы Вы поменьше двигались, было бы намного лучше. И уж тем более Вам противопоказаны любые танцы!» Гликерия Васильевна возражала: «А что я буду делать на сцене? Люди пришли смотреть на Богданову-Чеснокову, а я выйду, посижу, пошучу и уйду?» По городу пошёл слух, что Гликерия Васильевна умирает. В 1970 году она упала на сцене, и её увезли на «скорой» прямо на операционный стол. Великий хирург Алёхин совершил чудо. Он удалил остатки желудка, заменив его на искусственный с выводной трубкой наружу... Проблемы со здоровьем вовсе не остановили актрису. Когда она выписывалась из больницы, попросила соседей по палате подойти к окну. А на улице, на глазах у всех, сделала шикарный батман. И это стало для неё, как актрисы, знаком возвращения в профессию, а для больных - символом жизни! Операция, действительно, стала вторым рождением для Гликерии Васильевны. Она прожила ещё 13 лет. Правда, повседневные и сценические платья специально приходилось шить немного большего размера, чтобы они скрывали крепившиеся на поясе сосуд и трубку и не мешали двигаться.

Гликерия Васильевна Богданова-Чеснокова

Она была женщиной доверчивой, но с чувством собственного достоинства. И зрители, и актёры обожали её. Очевидцы вспоминают случай, который произошёл на съёмках первой советско-американской кинокартины «Синяя птица». (Тогда на съёмочной площадке артисты советского и американского кино находились обособленно друг от друга, и никто никого не знал.) Однажды в помещение вошла женщина, к которой сбежалось много народа. Это привлекло внимание Элизабет Тейлор, также снимавшейся в фильме. Этой дамой была Гликерия Васильевна. Тейлор объяснили, что Богданова-Чеснокова очень уважаемая и талантливая «звезда», для которой творят лучшие композиторы. К Гликерии Васильевне приблизился молодой мужчина, сообщивший о том, что Элизабет Тейлор попросила его подвести советскую актрису к ней. Но актриса, недолго раздумывая, быстро ответила, что такое, вероятно, принято в США, но у нас, в России, так подводят исключительно лошадей.

Об участии Гликерии Васильевны в «Синей птице» даже сообщило радио «Свобода».


(Первый советско-американский музыкальный художественный фильм-сказка «Синяя птица» снимался в 1976 году - на волне разрядки международной напряжённости. Бюджет картины составил 12 миллионов долларов. В фильме играли «звёзды» Голливуда: Элизабет Тейлор, Джейн Фонда и Ава Гарднер. Роль Синей Птицы исполнила российская балерина Надежда Павлова. Несмотря на усилия создателей, картина, к сожалению, в американском прокате провалилась, и её не заметили критики. Премьера в СССР состоялась 3 января 1977 года. В 80-е годы «Госкино» выпустило картину на видеокассетах для домашнего использования. Сегодня она есть в свободном доступе в Интернете.)

Сцена Ленинградского театра музыкальной комедии

Для Гликерии Васильевны не было невозможных ролей, она справилась бы с любой. Актриса жила работой и отдавала себя всю выступлениям и зрителям. Она была абсолютной любимицей.

«Куплеты тёти Дуси»
из оперетты «Странная особа»

(Олег Хромушин - Борис Рацер, Владимир Константинов)

В последние годы Богданова-Чеснокова приходила на спектакль за два часа до начала, гримировалась, одевалась и ложилась на диван. Постепенно гримерка заполнялась. Артистки искоса бросали на Гликерию Васильевну испуганные взгляды и шептали: «Никакая!» Но даже в трудные часы нездоровья Богданова-Чеснокова не позволяла себе разочаровывать публику. После третьего звонка по радиосвязи объявляли пятиминутную готовность, и актриса «воскресала». Откуда бралась эта уверенность в себе? Куда девалась слабость и отступала болезнь? Она шла на сцену. Чтобы заменить её или отменить спектакль, не было и речи!

Народная артистка РСФСР Г.В. Богданова-Чеснокова

Богданова-Чеснокова - единственная опереточная актриса, награждённая за своё творчество Сталинской премией и двумя орденами Трудового Красного Знамени.


Долгое время Гликерии Богдановой-Чесноковой не давали звание Заслуженной артистки. И всё потому, что директор Театра музкомедии Николай Янет дружил с её бывшим мужем Дмитрием Васильчиковым. Янет о ней никогда ничего плохого не говорил, но при любой возможности «пакостил». Выхлопотал для актрисы звание режиссёр Юлий Хмельницкий. Это при нём она сыграла Каролину - одну из своих лучших ролей в спектакле «Мистер Икс». В театр невозможно было достать билет, а после трансляции оперетты по телевидению, все только и говорили о талантливой актрисе.

Однажды Хмельницкий пришёл в кабинет Янета и потребовал подписать приказ о присвоении Богдановой-Чесноковой звания Заслуженной. Для убедительности добавил:

- Подписывайте! Народ - одобряет! Могу весь завод сейчас позвать!

- Зачем?

- Гликерия там поёт, и она вышла на сцену как Заслуженная артистка РСФСР!

- Господи! Кто дал разрешение?

- Я!

В 1957 году Гликерии Богдановой-Чесноковой присвоили долгожданное звание.

Фойе Ленинградского театра музыкальной комедии

В 1970 году практически то же самое повторилось - режиссёр Ленинградского театра музкомедии Михаил Дотлибов собрал подписи артистов, и добился присвоения Гликерии Васильевне звания Народной артистки, хотя городские чиновники ворчали, что «она уже не перспективна». Из-за подобных слухов многие ходили на Богданову-Чеснокову, как в последний раз. Сама же она сплетни ненавидела. Категорически отказывалась обсуждать любые слухи, да и о своей личной жизни предпочитала никому не рассказывать.

Зрительный зал Ленинградского театра музыкальной комедии

Однажды в Театр музкомедии на какое-то мероприятие приехал первый секретарь Ленинградского обкома КПСС Григорий Романов. Гликерия Васильевна вышла на сцену и, когда аплодисменты стихли, сказала: «Кто бы мог подумать, что мой творческий путь начался при Романове и заканчивается тоже при Романове!..» После этого актрисе сказали, что теперь она никогда не получит звание Народной артистки Советского Союза. Гликерия Васильевна так и осталась Народной артисткой РСФСР...

Парадная лестница Ленинградского театра музыкальной комедии

В середине шестидесятых годов в жизни актрисы произошло настоящее событие - приехал внук Юрий. До этого внука от неё тщательно скрывали. Юра находился на воспитании у Васильчиковых, а о том, что у него есть известная и родная бабушка, узнал случайно. Он написал письмо от имени поклонника. В конверт вложил фотографию, на которой сидел на коленях у деда. Подпись гласила: народный артист СССР Д.Ф. Васильчиков с внуком Юрой Правиковым. А потом Юрий предстал пред очами Гликерии Васильевны.

В своем внуке актриса нашла отголоски тех, кто остался для неё очень дорог, но уже не был рядом - в Юрии для неё сошлось все: и Митя, и Сеня, и рано утраченная любовь, и так и не создавшаяся семья. После встречи они часами болтали, долго и много гуляли, ходили по гостям. Злые языки в театре перешёптывались: «Видели? Гликерию сопровождает молодой любовник!» Но актрису это абсолютно не беспокоило. Она даже не стала ничего объяснять и махнула рукой: «Пусть говорят!»

Пока внук жил у знаменитой бабушки, с ними произошло несколько интересных случаев.

Ленинград. Невский проспект

Однажды актриса в сопровождении внука спешила по Невскому проспекту, опаздывая в театр на спектакль. Гликерия Васильевна «тормознула» машину. Перед ней остановилась правительственная «Чайка». Ошалевший от счастья водитель, узнавший свою любимую артистку, выпрыгнул из машины и распахнул дверцу. Они проехали немного по Невскому. Но водитель затормозил у магазина, попросил подождать минутку, обещал скоро вернуться и побежал за шампанским и конфетами. Пока его не было, Гликерия Васильевна спросила у внука, умеет ли тот водить машину. Внук не водил. И тогда актриса, очевидно вспомнив давний случай на «Дороге жизни», сама села за руль и медленно тронулась дальше по Невскому проспекту. Выскочивший из магазина водитель с криками бежал за автомобилем, размахивая шампанским и коробкой конфет. Однако доехав почти до театра, актриса спокойно притормозила и вместе с внуком вышла из «Чайки». У служебного входа стояли художественный руководитель театра Николай Янет с супругой и один из актёров-друзей Гликерии Васильевны. «Вот, Юра купил мне машину», - сказала она. Об этой шутке скоро говорил весь город.

Правительственная «Чайка»

Когда Гликерия Васильевна была с внуком в одном из элитных домов отдыха, её уговорили выступить в местном клубе перед киносеансом. Привезли фильм «В бой идут одни старики». Все думали, что актриса что-нибудь споёт или станцует. Но она вышла на сцену неузнаваемой и стала рассказывать о блокаде и о цене хлеба во время войны. В зале воцарилась гробовая тишина. На следующее утро, когда актриса с внуком пришли на завтрак в столовую, все встали и зааплодировали. После завтрака Гликерия Васильевна подошла к администратору и попросила отселения в другое место и оградить их от остальных отдыхающих. Ей было неудобно...

Юрий прожил с бабушкой целых четыре года, а когда уехал в Москву, актриса постоянно писала ему письма: на салфетках, фантиках, обрывках газеты... Внук приезжал, - Гликерия Васильевна делала причёску и на глазах расцветала. Он был той отдушиной, которой ей так не хватало. Всю нерастраченную любовь она отдавала своему Юрию и очень радовалась ему. В её глазах снова сверкали огоньки. Молодые актрисы в гримёрке приставали к своей старшей коллеге с вопросами, в кого она влюблена. Гликерия Васильевна загадочно улыбалась и отшучивалась. Никто ничего так и не узнал...

«Песня Биби-ханум»
из музыкальной комедии «Кавказская племянница»

(Рауф Гаджиев - Вячеслав Есьман, Константин Крикорян)

В последние годы жизни все знали, что актриса тяжело больна, но, видя её на сцене, думали, что это неправда. Она продолжала петь и танцевать. Болезнь не давала возможность полно выразить себя, но Гликерия Васильевна предпочитала этого не замечать и говорила: «Я всегда буду молоденькой хорошенькой старушечкой!»

Дом в Ленинграде, в котором жила Гликерия Богданова-Чеснокова. (Фото Антона Щербакова, ноябрь 2022 года)


Дом в Ленинграде, в котором жила Гликерия Богданова-Чеснокова. (Фото Антона Щербакова, ноябрь 2022 года)

(Гликерия Васильевна, любимица ленинградских зрителей, жила в обычной «сталинке» - типовой кирпичной пятиэтажке с угловой секцией на 74 квартиры. Дом построен в 1958-1960 годах и находился в ведении Радиевого института им. В.Г. Хлопина, располагавшегося поблизости. В постсоветские годы здание сняли с баланса Радиевого института. Гликерию Васильевну часто видели неподалёку от дома; она любила пешие прогулки.)

В 1983 году актриса перенесла очередную операцию. Всё прошло хорошо, но, к сожалению, она застудила нерв. Пошли осложнения. Актриса перестала узнавать коллег. Юрию позвонили, и он тут же примчался.

Гликерия Васильевна Богданова-Чеснокова. Одна из последних фотографий

Последний раз внук увидел её за два дня до смерти. Гликерия Васильевна, действительно, не узнавала никого. Но когда Юра погладил по руке, пришла в себя и спросила: «А где моё зеркало?» До конца жизни замечательная артистка оставалась красивой и интересной женщиной. Её любили. Она была и осталась актрисой.

Прощаясь с внуком, Гликерия Васильевна произнесла: «Не приходи ко мне, пожалуйста. Хочу, чтобы я запомнилась тебе весёлой, какой была раньше». Прикрыла глаза и тихо сказала: «Помни»...

«Песенка няни»
из музыкальной комедии «Улыбнись, Света»

(Георгий Портнов - Борис Рацер, Владимир Константинов)

Гликерия Васильевна ушла из жизни 17 апреля 1983 года в Ленинграде в возрасте 78 лет. Похоронена на Серафимовском кладбище.

Могила Г.В.Богдановой-Чесноковой на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга

Внук любимицы ленинградцев - Юрий Борисович Правиков (род. 1949) - человек довольно известный в кругах кинематографистов и деятелей театра: сценарист, продюсер, режиссёр, театровед и собиратель всего, что связано с именем Гликерии Васильевны Богдановой-Чесноковой и Дмитрия Васильчикова - его деда, легендарного украинского актёра, основателя первого на Украине Театра музыкальной комедии.

Сегодня Юрий Борисович бережно хранит память о своей великой бабушке, редко кого допуская до семейных реликвий. Не разбрасывает тайны всевозможным бульварным изданиям. Но... кто сейчас интересуется наследием Гликерии Богдановой-Чесноковой? Кому известны имена Григория Ярона, Владимира Володина, Елены Савицкой - выдающихся, неповторимых комиков оперетты? В Санкт-Петербурге нет не только общего театрального музея, но даже отдельного музея при Театре музыкальной комедии. В память о Богдановой-Чесноковой остался лишь единственный портрет в холле...

Есть ещё грампластинка, давно ставшая раритетом. Есть несколько записей в фондах Радио, доступных одной-двум радиостанциям. Но нет ни одной книги, посвящённой творчеству удивительной актрисы. Образ её - сценический и жизненный - остался лишь в воспоминаниях современников.

Грампластинка Гликерии Богдановой-Чесноковой, 1980 год

Совсем немного запечатлели Богданову-Чеснокову на плёнке кинооператоры... Сохранилась лишь частичка того, что сделала актриса в искусстве. Киносъёмки эти интересны. Конечно, они будут смотреться ещё много лет. А значит, Гликерия Васильевна насмешит ещё не одно поколение поклонников хорошей комедии.

Зрительный зал Ленинградского театра музыкальной комедии

К столетию со дня рождения Г.В. Богдановой-Чесноковой «Почта России» выпустила в 2004 году художественный маркированный конверт памяти Народной артистки РСФСР.

Художественный маркированный конверт памяти Г.В. Богдановой-Чесноковой

Также, в 2004 году, на студии «Культура» при ВГТРК «Санкт-Петербург» Михаил Трофимов создал документальный фильм «Божественная Гликерия», посвящённый жизни и творчеству Гликерии Богдановой-Чесноковой.

В 2009 году в рамках российского документального цикла об актёрах советского и российского кино «Человек в кадре» ЗАО «Первый канал. Всемирная сеть» вышла телевизионная передача «Гликерия Богданова-Чеснокова».

В 2010 году в цикле «Как уходили кумиры» ООО «МТК-Спутник» по заказу ОАО ГТК «ТВ Столица» подготовило программу о блистательной актрисе театра и кино - любимице ленинградской театральной публики.

Всё названное выше находятся в свободном доступе в Интернете.

Гликерию Богданову-Чеснокову боготворили в театре, хотя характер, в общем, она имела не самый лёгкий. Молодёжь её чтила, и авторитет считался непререкаемым. Когда актриса выходила на сцену, все закулисные разговоры заканчивались. Соперниц она не имела.

Гротеск, буффонада, каскад уморительных трюков, потрясающая музыкальность и непременное исполнение танцев сопровождало буквально каждое её появление на сцене. Артистка умела мгновенно перевоплощаться и обладала удивительной лёгкостью импровизации. Другой такой актрисы нет, и едва ли в скором времени похожая появится. Поэтому мне, дорогие друзья, весьма приятно и радостно, что получилось создать страницу об этой яркой, великолепной представительнице ленинградской музыкальной сцены и талантливой киноактрисе. Очень надеюсь, что и Вы мои чувства разделяете.

«Романс графини Де Валяй»
из оперетты «Журавль в небе»

(Александр Колкер - Ким Рыжов)

В заключение позвольте Вам представить фильмографию героини нашего повествования и внушительный перечень её наград.

Фильмография

Уважаемые читатели, помещая на странице список художественных, музыкальных, телевизионных и мультипликационных фильмов, в создании которых принимала участие Гликерия Васильевна Богданова-Чеснокова, признаюсь, и не предполагал, что он окажется таким внушительным. И даже не уверен, что перечень получился полным... Перед Вами ещё одно свидетельство того, насколько талантлива была эта замечательная актриса!


1931 «Путёвка в жизнь» - девушка из шайки Жигана (нет в титрах, эпизод был вырезан, остались только общие планы)
1944 «Сильва» - Дама (нет в титрах)
1954 «Укротительница тигров» - Мария Михайловна, сердобольная мамаша Олечки (в титрах Богданова-Честнокова)
1954 «Запасной игрок» - болельщица (нет в титрах)
1958 «Мистер Икс» - мадам Каролина
1958 «Евгений Онегин» - Гостья (нет в титрах)
1958 «Шофёр поневоле» - Зоя Семёновна, бухгалтер
1958 «Госпожа министерша» («Госпођа министарка», Югославия), (озвучание)
1959 «Шинель» - Супруга именинника (нет в титрах)
1959 «Подводные рифы» («Veealused karid») - Рийна (озвучание)
1963 «Каин XVIII» - Первая придворная дама в королевстве Власты
1963 «Крепостная актриса» - стареющая примадонна Гликерия Орестовна Рыкалова
1964 «Донская повесть» - паромщица (нет в титрах)
1964 «Верьте мне, люди» (эпизод)
1964 «Зайчик» - Гликерия Васильевна, прима в театре, председатель месткома
1964 «Весенние хлопоты» - Капитолина Андреевна, хозяйка квартиры Володи и Радика
1966 «12 стульев» (спектакль Ленинградского ТВ) - Елена Станиславовна Боур, бывшая красавица-прокурорша
1966 «Сегодня новый аттракцион» - Зрительница (нет в титрах)
1967 «Домик» (телепостановка комедии 1939 г. В. Катаева) - Сарыгина, старуха (реж. А. Белинский, Ленинградское ТВ)
1967 «Захудалое королевство» (спектакль Ленинградского ТВ, режиссёр Глеб Селянин) - волшебница Канимура
1968 «Трембита» - вокальная партия Параси Никаноровны
1968 «Удар! Ещё удар!» - бабушка Толи Стародуба
1968 «Пять миллионов» (фильм-спектакль) - мадам Лево
1971 «12 стульев» - Елена Станиславовна Боур
1972 «Последние дни Помпеи» - хористка
1973 «Мы хотим танцевать» (фильм-концерт) - Матильда Ивановна Волна-Задунайская
1974 «Царевич Проша» - базарная торговка
1974 «Звезда экрана» - дама с собачкой
1975 «Финист - Ясный Сокол» - старушка-веселушка
1976 «Синяя птица» - Удовольствие Есть
1977 «Труффальдино из Бергамо» - дама-горожанка в чёрном с лорнетом (нет в титрах)
1978 «Летучая мышь» - Амалия, жена прокурора
1978 «Захудалое королевство» (спектакль Ленинградского ТВ, новая постановка; режиссёр Глеб Селянин) - волшебница Канимура
1978 «Ёжик» (короткометражный) - соседка с двумя болонками
1978 «Как Ваня жену выбирал» (анимационный)
1979 «Соловей» - Судомойная дама второго ранга
1979 «Приключения Чипа» (анимационный)
1979 «Летучая мышь» - Амалия
1980 «Петькины трюки» (анимационный)
1981 «Всем чертям назло назло» (анимационный) - Ядвига

Гликерия Богданова-Чеснокова в роли мадам Каролины и Григорий Ярон в роли Пеликана в фильме-оперетте «Мистер Икс», 1958 год


Награды и звания

    • Два ордена Трудового Красного Знамени

    • Медаль «За боевые заслуги» - за спасение машины с людьми на Ладоге (1942)

    • Медаль «За оборону Ленинграда» (1943)

    • Орден Красной Звезды (12 ноября 1945) - за фронтовые концерты

    • Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1945)

    • Сталинская премия (1947)

    • Медаль «За трудовое отличие» (21 июня 1957) - в ознаменование 250-летия города Ленинграда и отмечая заслуги трудящихся города в развитии промышленности, науки и культуры

    • Юбилейная медаль «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1965)

    • Юбилейная медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1975)

    • Заслуженная артистка РСФСР (22 июня 1957)

    • Народная артистка РСФСР (24 апреля 1970)




Дорогие друзья! Позвольте напомнить, что я и Виталий Гапоненко всегда рады Вашим отзывам и пожеланиям. Наши контакты Вы найдёте в конце публикации.

Благодарю Вас за внимание! До новых встреч!

«Музыкальный эпилог»

(Имре Кальман)


Биография, фотографии и грамзаписи актрисы театра и кино, звезды ленинградской оперетты Гликерии Васильевны Богдановой-Чесноковой


Борис Бронников, Виталий Гапоненко (сентябрь - октябрь 2022 года)

Сайт «Retroportal.ru» благодарит филофониста Бориса Вадимовича Бронникова (г. Курск) за активное содействие в подготовке публикации.

Все, кто неравнодушен к звучащему аудионаследию, кого влечёт поиск музыкальных раритетов, кому интересен обмен грамзаписями и информацией о кумирах былых времён, могут связаться с Борисом Вадимовичем Бронниковым по электронной почте:

Дизайн и веб-вёрстка - Виталий Васильевич Гапоненко, автор сайта «Retroportal.ru» (г. Москва, )


Ваши отзывы, предложения, замечания пишите на электронную почту: автору сайта Виталию Васильевичу Гапоненко.

При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!

Карта сайта Подробно о сайте Яндекс.Метрика      © RETROPORTAL.ru     2002 – гг.