Интеграция деятельности библиотек и
средств массовой информации в сфере искусств

Основные положения диссертации Виталия Васильевича Гапоненко
(Краснодарский государственный университет культуры и искусств)

     Исследование интеграционных процессов, наблюдаемых между библиотеками и средствами массовой информации, позволило выявить виды интеграции и структурировать их, распределив по четырем уровням в зависимости от глубины проникновения интеграционных связей и особенностей взаимодействия библиотек и СМИ. Изучена деятельность краснодарских краевых библиотек и региональных СМИ.

     Интеграционные связи со СМИ свойственны, прежде всего, отделам искусств универсальных библиотек ввиду разнообразия источников информации в их фондах (наличия помимо литературы нетрадиционных носителей информации).

     Наиболее эффективно фонды отделов искусств универсальных библиотек раскрываются посредством радиовещания, так как фондовые источники информации в большей степени адаптированы к радио, чем телевидению (объемы литературы и фонотек значительно превалируют над изо- и видеотеками). Интеграция с печатными СМИ приводит к простому переносу текстовой информации из одного источника (фондового) в другой (периодическое издание), при этом, информация, содержащаяся на аудио-, видеоносителях, в изотеках неизбежно подвергается трансформации, то есть устному описанию, пересказу, что снижает ее значимость и художественные достоинства. Взаимодействие универсальных библиотек с глобальной компьютерной сетью Интернет устраняет ограничения, присущие печатным и электронным СМИ, так как в данном случае наблюдается равноценная возможность передачи как текстовой, так и аудиовизуальной информации.

     Первый уровень взаимодействия отделов искусств библиотек и СМИ представляет собой «неявную интеграцию», то есть выполнение библиотекарями и библиографами запросов журналистов. При этом библиотека в деятельности СМИ участвует опосредованно: в материалах журналистов ни она, ни тем более ее фондовые источники не упоминаются. Интеграционные связи первого уровня распространены наиболее и присущи любым библиотекам и СМИ.

     Понятие эффективности в отношении интеграции первого уровня приемлемо лишь отчасти. Данные интеграционные связи, несомненно, повышают информативность материалов журналистов, но не способствуют привлечению читателей в библиотеки и раскрытию богатства фондов.

     Второй уровень интеграции – различные виды взаимодействия библиотек и СМИ, способствующие привлечению внимания потребителей информации к библиотеке в целом, событиям, в ней происходящим:

  • освещение в СМИ мероприятий, тематика которых напрямую не связана с пропагандой фондов (заседания клубов по интересам, встречи в Литературной гостиной, проведение различных конкурсов и т.д.);

  • короткие, оперативно создаваемые журналистские материалы – «одной строкой», рассказывающие об открытии книжно-иллюстративных выставок и из-за лаконичности сообщения дающие только общие сведения;

  • упоминание в материалах журналистов участия библиотек в подготовке и проведении районных, городских, краевых и т.д. мероприятий.

     Второй уровень интеграции в различной степени присущ печатным и электронным СМИ. Наиболее эффективно проведение интеграционных связей второго уровня во взаимодействии библиотек со студиями телевидения. Ведь для телевидения важным критерием является динамичность события, насыщающая видеоряд. Однако интеграционные связи второго уровня не обеспечивают полного раскрытия информационного потенциала библиотек – активного использования в СМИ фондовых источников.

     Третий уровень интеграции имеет место в том случае, когда посредством СМИ происходит целенаправленное раскрытие содержания фондов библиотек. То есть в данном случае внимание потребителей информации акцентируется непосредственно на фондах:

  • освещение презентаций новых книг, газет, журналов, нетрадиционных носителей информации, проходящих в библиотеке;

  • информация в СМИ о творческих встречах в библиотеке с литераторами (рассказ о писателе или поэте в отрыве от его творчества невозможен, поэтому в данном случае обязательно происходит акцентирование внимания потребителей информации на изданиях, имеющихся в фонде);

  • журналистские материалы, подробно повествующие о книжно-иллюстративных выставках;

  • информация в СМИ о новых поступлениях в фонды библиотеки;

  • рассказы в СМИ об истории библиотеки или ее отделов (такие материалы журналистов содержат, к примеру, сведения о раритетных изданиях, хранящихся в фондах);

  • тематические рубрики и программы (в эфире электронных СМИ), созданные целиком на основе информации из фондов библиотек;

  • координация деятельности отделов искусств универсальных библиотек и СМИ для более полного удовлетворения запросов читателей на нетрадиционные носители информации (поиск отсутствующих в фонде отдела искусств аудио- и видеоматериалов по фоно- и видеотекам СМИ);

  • пополнение фондов неопубликованных документов текстами тематических передач каналов электронных СМИ.

     Эффективность интеграционных связей второго и третьего уровней зависит от выбора библиотеками СМИ для сотрудничества, журналисты которых позволят донести необходимую информацию максимальной аудитории и оптимально раскрыть содержание фондов.

      Четвертый уровень интеграции представляет собой разностороннюю деятельность библиотек в глобальной компьютерной сети Интернет:

  • создание электронного адреса библиотеки;

  • открытие библиотекой собственного сайта в Интернет;

  • выполнение читательских запросов через Интернет;

  • обмен информацией (в том числе аудиовизуальной) по глобальной компьютерной сети с другими библиотеками и иными учреждениями;

  • подготовка рубрик и программ для каналов электронных СМИ осуществляющих вещание в Интернет;

  • во взаимодействии с электронными СМИ создание звуковых и видеофайлов для Интернет;

  • предоставление web-разработчикам фондовых материалов для формирования CD–ROM–дисков по истории и культуре.

     В современный период интеграционные связи четвертого уровня наблюдаются в деятельности универсальных библиотек, активно проводящих или уже завершивших внедрение в практику компьютерных технологий и имеющих выход в Интернет. Однако реализация их в полном объеме – задача перспективная.

     Как следует из вышеизложенного, разработанная на примере краснодарских краевых универсальных библиотек и региональных СМИ градация интеграционных связей не содержит специфических региональных (территориальных) черт и поэтому в полной мере распространяется на взаимодействия библиотек, СМИ и Интернет вне зависимости от территориального фактора. То есть является общеприемлемой и может быть представлена в качестве Модели интеграционных связей библиотек и средств массовой информации.

   Фактором, сдерживающим развитие интеграционных связей библиотек и СМИ, в первую очередь является недостаточно эффективная, не отвечающая информационным потребностям современного общества работа отделов искусств по развитию интеграционной деятельности как следствие отсутствия методологической базы для этого. Другая весомая причина – состояние фондов отделов искусств. Библиотеки ограничены в возможностях приобретения литературы по искусству, при том, что объемы ее выпуска в последние годы возросли. Поэтому в настоящее время фонды не могут в полной мере удовлетворить интерес читателей к новинкам литературы.

     Еще один существенный фактор, ограничивающий интеграционные возможности библиотек и средств массовой информации – рекламная информация о новой литературе, поступающая в СМИ, минуя библиотеки - как результат широко распространенных и экономически подкрепленных интеграционных связей по типу: «книжное издательство – СМИ» и «книжный магазин – СМИ». Такие интеграционные связи позволяют оперативно сообщать о новинках литературы и являются более привлекательными для средств массовой информации с коммерческой точки зрения. Реалии таковы, что преодолеть этот, сдерживающий интеграцию библиотек и СМИ фактор, в полной мере не представляется возможным. Следовательно, библиотеки должны принять за основу:

  • рекламирование уже имеющихся в отделах искусств фондов;

  • информирование читателей (слушателей и зрителей) СМИ и пользователей Интернет о разных аспектах собственной деятельности.

     Факторы, ограничивающие использование в электронных СМИ нетрадиционных носителей информации из фондов отделов искусств: во-первых, ухудшающееся в следствие постоянной эксплуатации техническое состояние аудио- и видеоносителей информации, составляющих фонды; во-вторых, различие форматов фондовых информационных материалов с используемыми в современных электронных СМИ и в-третьих, незавершенная компьютеризация библиотечной системы.

      Учитывая важность проблемы, было выдвинуто предложение о создании государственного фонда аудиовизуальных материалов – региональной специализированной организации по поиску, учету, реставрации и хранению информационных материалов в аудиовизуальной форме и содействующей работе СМИ, библиотек, архивов, музеев, ВУЗов и других учреждений, аккумулируя и систематизируя аудиовизуальные документы регионального уровня.

      Потребность в такой организации появилась к середине 1990-х годов. Это связано с тем, что информационное пространство южнороссийского региона расширилось в десятки раз. А Краснодарский край сегодня - лидер среди регионов России по числу действующих электронных СМИ.

      В связи с ростом числа телерадиокомпаний выявились две взаимосвязанные проблемы: потребность в профессиональных кадрах и необходимость учета и архивирования наиболее важных информационных материалов, создаваемых журналистами электронных СМИ. Если первая, благодаря открытию соответствующих кафедр по подготовке специалистов в Краснодарском государственном университете культуры и искусств и Кубанском государственном университете, по сути, решена, то создание краевого фонда аудиовизуальных материалов в течение нескольких лет оставалось лишь на уровне идеи.

     Формированием фондов аудиовизуальных материалов занимаются архивы, телерадиокомпании, библиотеки, отчасти музеи. Однако, при такой разрозненной и, соответственно, недостаточно эффективной деятельности мы не имеем полной и объективной картины о современном состоянии и развитии электронных СМИ. Много ценнейших аудиовизуальных документов (представляющих наиболее информационно ёмкое и объективное отражение действительности) исчезает бесследно.

     Впервые данная проблема была обоснована в 1999 году на страницах газеты «Кубанские новости» в статье Виталия Гапоненко «Услышат ли голоса наших современников через триста лет?» (№ 104 (2216) от 10 июня). В редакцию последовало 26 отзывов видных деятелей культуры и исторической науки, руководства крупнейших музеев и библиотек Кубани, писателей, краеведов, журналистов, благодаря которым идея получила поддержку и дальнейшее развитие.

     Фонд мог бы работать как библиотека-архив, то есть, предоставлять возможность знакомиться с архивными аудиовизуальными документами по первому требованию и без формальностей. Такой принцип деятельности позволяет максимально приблизить фондовые материалы к потребителю информации, сделать фонд общедоступным учреждением.

     Библиотека-архив, как новый тип архивного учреждения, впервые образована в 1990 году при Российском Фонде культуры (РФК). И доказала перспективность такой формы деятельности. Так, в частности, документы, находящиеся на хранении в библиотеке-архиве РФК постоянно используются для научной работы и публикаций. Библиотеку-архив посетили сотни исследователей - студентов, журналистов, историков, литературоведов. Активная и разносторонняя деятельность библиотеки-архива РФК стала возможной прежде всего благодаря максимальной открытости фондов.

      В основные задачи регионального государственного фонда аудиовизуальных материалов должны входить: поиск, оцифровка, реставрация, архивирование и последующее тиражирование аудиовизуальных материалов, отражающих как события истории, так и текущие важнейшие события юга России.

      Основные направления деятельности фонда предполагаются в следующем:

  • предоставление журналистам СМИ необходимых материалов для осуществления их профессиональной деятельности;

  • информационное взаимодействие с универсальными библиотеками, архивами и музеями. Сотрудничество с учеными и специалистами разных областей знаний;

  • участие в создании программных продуктов краеведческой тематики, разработке аудио- и видео-пособий для школ и вузов региона;

  • осуществление информационной деятельности в электронных сетях: опубликование каталога фонда в Интернет, обмен информацией, в том числе, аудиовизуальной (пополнение фонда через Интернет).

     Интеграция регионального государственного фонда аудиовизуальных материалов с библиотеками, архивами, музеями, учебными заведениями и научно-исследовательскими организациями окажет существенную поддержку инновационным процессам развития региона и России в целом.



Основные научные публикации

  1. Фонды отделов искусств – универсальный ресурс электронных СМИ и Интернет. // Проблемы информационной культуры: сб. статей. Вып. № 10 Информационная культура специалиста гуманитарной сферы. – Краснодар, 2001. – С. 143 – 149.

  2. Панфилова Л.А., Гапоненко В.В. Цифровые диски – хранители истории Кубани // Кубань: проблемы культуры и информатизации. – 2000. - № 2. – С. 21.

  3. Гапоненко В.В. Интеграция деятельности библиотек и средств массовой информации: региональный аспект.// Интеллект молодых - родному городу: Тез. докладов Первой городской научно-практической конференции молодых ученых. - Краснодар, 1998. - С.19 - 20.

  4. Гапоненко В.В. Проблемы интеграции универсальных библиотек и СМИ.// Наука Кубани. – 2001. - № 2. – С. 59 – 60.






На страницу резюме Виталия Гапоненко

РЕТРОпортал - всё о песнях и кумирах минувших лет
Яндекс.Метрика
Rambler's Top100

Виталий Гапоненко, 2002 год